Администрация городского округа ЗАТО Фокино
Приморский край, ГО ЗАТО Фокино

Охрана труда женщин

Памятка для работодателя и работника «Предоставление работнику дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом» 

1. При каких условиях работник может взять дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом

Работник может взять такие выходные дни, если одновременно выполняются следующие условия (ст. 262 ТК РФ, п. п. 2 - 4 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, п. 7 Правил признания лица инвалидом):

1)              он - родитель, опекун или попечитель ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

2)              работник представил заявление и необходимые документы.

По мнению Верховного Суда РФ и Роструда, при определенных обстоятельствах выходные дни могут быть предоставлены и другим лицам, воспитывающим детей без матери (абз. 34 п. 2п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1, п. 73 Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства (утв. Приказом Роструда от 11.11.2022 N 253)).

Работнику нельзя предоставлять дополнительные оплачиваемые выходные дни в период его очередного ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, отпуска без сохранения зарплаты, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты либо без ее сохранения в соответствии с законодательством РФ. При этом у другого родителя (опекуна, попечителя) сохраняется право на эти дни (п. 10 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Кроме того, дополнительные оплачиваемые выходные дни нельзя предоставить работнику, если на момент его обращения другой родитель (опекун, попечитель, другое лицо, воспитывающее детей без матери):

  • · в этом календарном месяце уже использовал четыре дополнительных оплачиваемых дня. Это следует из ст. 262 ТК РФ, п. п. 2 и 8 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, абз. 1 и 6 п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1. Данное обстоятельство устанавливается работодателем на основании представленных работником документов;
  • · в этом календарном году уже использовал все 24 дополнительных оплачиваемых дня, на которые он имел право и которые были предоставлены в соответствии с п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Такие выводы следуют из ст. 262 ТК РФ, п. п. 39 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. Количество ранее предоставленных другому родителю (опекуну, попечителю, другому лицу, воспитывающему детей без матери) дней (если они предоставлялись) можно определить на основании предъявленных работником документов.

2. Сколько дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом полагается работнику

Работнику полагается (даже если детей-инвалидов несколько) (ст. 262 ТК РФ, п. п. 23911 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами):

  • · четыре таких выходных дня в календарном месяце, если они предоставляются в соответствии с п. 2 указанных Правил. Эти дни могут быть использованы одним из родителей (опекуном, попечителем) либо разделены ими между собой по их усмотрению;
  • · до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд (однократно в течение календарного года) в пределах общего количества этих неиспользованных (накопленных к дате начала использования) дней, право на получение которых имеет один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году, если они предоставляются в соответствии с п. 3 указанных Правил. Если один из родителей (опекун, попечитель) использовал менее 24 выходных дней, оставшиеся дни в этом же календарном году предоставляются другому родителю (опекуну, попечителю).

В случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд (в соответствии с п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами) согласуйте с работником график предоставления указанных дней. Авансом их не предоставляйте. Накапливаются они из расчета четырех выходных дней за каждый календарный месяц (п. 3 этих Правил, Письмо СФР от 04.12.2023 N 19-02/131904л). Не использованные в календарном месяце дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставляемые в соответствии с п. 2 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на другой календарный месяц не переносятся. Исключение - однократное использование дополнительных оплачиваемых выходных дней, предусмотренное п. 3 указанных Правил (п. 14 этих Правил).

Не использованные в календарном году дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставляемые в соответствии с п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на другой календарный год не переносятся (п. 15 указанных Правил).

Учтите: если работник не смог использовать предоставленные выходные из-за больничного, то их нужно перенести и предоставить с учетом его пожеланий (п. п. 12 - 13 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами):

  • · в пределах того же календарного месяца (при условии окончания периода временной нетрудоспособности в этом месяце), если выходные предоставлялись в соответствии с п. 2 указанных Правил;
  • · в пределах того же календарного года (при условии окончания периода временной нетрудоспособности в этом году), если выходные предоставлялись в соответствии с п. 3 указанных Правил. При этом с работником нужно согласовать новый график предоставления таких выходных дней.

СФР указал, что дополнительные выходные дни, предоставляемые в соответствии с п. 3 упомянутых Правил, исчисляются в днях, которые являются для родителя (опекуна, попечителя) рабочими и не включают в себя дни, являющиеся для него выходными. Это соответствует действующему принципу предоставления четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц. Поскольку ст. 262 ТК РФ предусматривает однократное использование в течение календарного года до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд, предоставлять их следует как единый отпуск, то есть работник не должен выходить на работу в этот период (Письма от 10.11.2023 N 19-02/125694л, от 04.12.2023 N 19-02/131904л).

3. Как должно быть составлено заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом

Письменное заявление о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом работник предоставляет по форме, утвержденной Минтрудом России (абз. 12 п. 2п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Заявление работник может подать как в бумажном виде, так и в форме электронного документа. Второй вариант возможен при введении работодателем электронного документооборота в соответствии со ст. ст. 22.1 - 22.3 ТК РФ, выполнении работником трудовой функции дистанционно в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ. В таком случае заявление подается в порядке, предусмотренном ст. ст. 22.222.3 и 312.3 ТК РФ (абз. 3 п. 2 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Проверьте, чтобы работник указал в заявлении, в частности:

  • · свою должность, наименование структурного подразделения организации (обособленного подразделения), фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);
  • · количество дней;
  • · даты выходных дней. Проверьте, чтобы эти даты не совпадали с определенными периодами, например с очередным ежегодным оплачиваемым отпуском. Учтите: в случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд в соответствии с п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами эти дни должны совпасть с датами их предоставления, предусмотренными согласованным графиком (п. п. 310 этих Правил).

О периодичности подачи заявления в случае использования выходных дней в соответствии с п. 2 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами договоритесь с работником. Например, он может сразу определить время использования таких выходных на квартал или год вперед. Вам в таком случае будет проще организовать его работу, так как о его отсутствии вы будете знать заранее.

Если выходные дни используются однократно в соответствии с п. 3 указанных Правил, работнику следует подать заявление в согласованный с вами срок (абз. 45 п. 2 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

4. Какие дополнительные документы должен представить работник к заявлению о дополнительных выходных для ухода за ребенком-инвалидом

Дополнительно к заявлению работник должен представить оригинал или копию (пп. "а" - "в" п. 4 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами):

1)              справки об инвалидности ребенка;

2)              документа о месте жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. Это может быть, например, паспорт ребенка, достигшего возраста 14 лет, с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту пребывания или по месту жительства (Информация СФР). По нашему мнению, подтвердить место жительства ребенка до 14 лет можно также выпиской из домовой книги;

3)              свидетельства о рождении (об усыновлении) или документа, подтверждающего установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом. Таким документом может служить договор об осуществлении опеки или попечительства (ч. 1 ст. 14 Закона об опеке и попечительстве).

Кроме того, для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней работнику нужно представить в оригинале (пп. "г" - "е" п. 4п. 5 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами):

  • · справку с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент его обращения такие выходные дни в этом же календарном месяце (при однократном их использовании по п. 3 указанных Правил - в этом же календарном году) им не использованы или использованы частично, или о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце (при однократном их использовании по п. 3 указанных Правил - в этом же календарном году) дополнительных оплачиваемых выходных дней. Если они использованы частично, в справке указываются даты (дата) использования и общее количество использованных дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном месяце (в календарном году). Такая справка не потребуется в установленных случаях;
  • · справку с предыдущего места работы о том, что на дату увольнения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном году работник не использовал или использовал частично (если заявление о предоставлении таких выходных дней подано по п. 3 указанных Правил и имелось предыдущее место работы по трудовому договору в пределах календарного года, в котором предоставляются такие выходные дни). Если выходные дни использованы частично, в справке указываются даты (дата) использования и общее количество использованных дополнительных оплачиваемых выходных дней в календарном году;
  • · аналогичную справку с предыдущего места работы другого родителя (опекуна, попечителя), если имеются те же условия. Такая справка не потребуется в установленных случаях.

Справки, указанные в пп. "г" - "е" п. 4 указанных Правил, работник может подать в форме электронного документа. Это возможно при введении работодателем электронного документооборота в соответствии со ст. ст. 22.1 - 22.3 ТК РФ, выполнении работником трудовой функции дистанционно в соответствии со ст. 312.1 ТК РФ. В таком случае документы подаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 22.222.3 и 312.3 ТК РФ (п. 5 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

Если другой родитель (опекун, попечитель) не состоит в трудовых отношениях, работнику нужно представить документы (их копии), подтверждающие этот факт (абз. 4 п. 6 указанных Правил). Справка об инвалидности представляется в соответствии со сроками установления инвалидности (один раз, один раз в год, один раз в два года, один раз в пять лет). Документ о месте жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида, свидетельство о рождении (об усыновлении), документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом, представляется однократно. Остальные указанные документы представляются: при каждом обращении с заявлением о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней в соответствии с п. п. 2 и 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами. При этом если документы (их копии), подтверждающие тот факт, что другой родитель (опекун, попечитель) не состоит в трудовых отношениях, были представлены работодателю ранее и обстоятельства, подтверждающие их, не изменились, то в последующем при обращении с заявлением о предоставлении в соответствии с п. 2 указанных Правил дополнительных оплачиваемых выходных дней эти документы (их копии) представлять не нужно (п. 6 этих Правил).

Если есть документальное подтверждение обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель (опекун, попечитель) не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом или уклоняется от воспитания ребенка-инвалида, справки, указанные в пп. "г" и "е" п. 4 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, не представляются (п. 7 этих Правил).

Сообщите работнику о том, что он обязан извещать вас о наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение таких выходных дней, и что он несет ответственность за достоверность представленных сведений (п. п. 1920 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами).

4.1. Какие документы представить работнику в подтверждение того, что другой родитель (опекун, попечитель) не может ухаживать за ребенком-инвалидом или уклоняется от воспитания ребенка

В зависимости от обстоятельств, по которым второй родитель (опекун, попечитель) не может ухаживать за ребенком-инвалидом или уклоняется от воспитания ребенка-инвалида, работник может представить, например, следующие документы (п. 7 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами):

  • · решение суда о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);
  • · приказ о направлении в командировку свыше одного календарного месяца (абз. 2 п. 3 Положения о служебных командировках);
  • · постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам (в том числе при злостном уклонении от их уплаты). Это следует из п. 3 ст. 113 СК РФ, пп. "а" п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44, ч. 2 ст. 102 Закона об исполнительном производстве.

Если второй родитель (опекун, попечитель) умер или признан безвестно отсутствующим, то попросите работника представить вам, например, свидетельство о смерти или решение суда о признании его безвестно отсутствующим соответственно (п. 7 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, ч. 1 ст. 42 ГК РФ, п. 2 ст. 6ст. 64 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ).

5. Как составить приказ (распоряжение) о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом

Составьте приказ (распоряжение) о предоставлении работнику дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом в произвольной форме, так как нормативно установленной нет. Этот документ обязательный (п. 16 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами). Рекомендуем указать в нем, в частности:

  • · Ф.И.О., должность работника и структурное подразделение (при наличии);
  • · Ф.И.О. и дату рождения ребенка-инвалида;
  • · количество и даты дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;
  • · поручения ответственным работникам. Например, специалисту по кадрам - отразить в табеле дополнительные выходные, бухгалтеру - оплатить эти дни;
  • · основание для издания приказа (распоряжения). Здесь рекомендуем указать заявлениедополнительные документы, на основании которых работнику предоставляются выходные (в частности, свидетельство о рождении ребенка-инвалида), график предоставления этих дней в случае использования более четырех дополнительных оплачиваемых дней подряд в соответствии с п. 3 Правил предоставления выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

Ознакомьте с приказом (распоряжением) под подпись работника, ответственных лиц, которым в документе даны поручения.

6. Как отразить в табеле дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом

Если вы используете унифицированную форму табеля N Т-12 или N Т-13, то такие дни отразите буквенным кодом "ОВ" (или цифровым "27"), поскольку они оплачиваются.

Если вы используете свою форму табеля и свои коды, то отразите тот код, который предусмотрен у вас для такого случая.

7. Какие риски возможны при нарушении обязанности предоставить дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом

За нарушение порядка предоставления дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, как и за полное неисполнение данной обязанности, вас могут привлечь, в частности, к административной ответственности по ч. 12 ст. 5.27 КоАП РФ. Например, это возможно, если вы оформите работнику такие дополнительные выходные не на все дни, которые ему положены и на которые он написал заявление.

Если вы неправомерно предоставили работнику дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, территориальный орган СФР может отказать в возмещении расходов на их оплату (п. 6 Правил возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней). Взыскать эти средства с работника вы сможете только через суд, поскольку согласно ст. 137 ТК РФ оснований для их удержания из зарплаты работника нет.

Женщины и лица с семейными обязанностями являются специальными субъектами международного трудового права, которым принадлежат как неотъемлемые права человека и гражданина, основные права в сфере труда, так и специальные права и гарантии, закрепленные рядом международных актов и Российским законодательств.

Потребность в специальных нормах, регламентирующих труд лиц с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних, обусловлена положением рассматриваемой категории среди иных претендентов на рабочие места на рынке труда, сложностью их трудоустройства, необходимостью построения трудового процесса с учетом выполняемых ими семейных и опекунских обязанностей

Труд женщин регулируется как общими, так и специальными нормами права.

Памятка  «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями» содержит выдержки из  основных правовых актов, регулирующих права женщин и лиц с семейными обязанностями и предназначена для работников, представительных органов работников, работников кадровых служб.

Трудовой Кодекс Российской Федерации содержит ряд правовых норм, направленных на охрану труда женщин.

Прием на работу (ст.64, 65, 70)

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ст.6).

Запрещается работодателю требовать от соискательницы документы, не установленные в перечне документов, которые работодатель вправе требовать от работника при приеме на работу (например, справку о том, что она не беременна) (ст.65).

 Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, при приеме на работу не устанавливается испытательный срок (ст. 70).

Неполное рабочее время (ст.93)

Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет)

Глава 41 Трудового Кодекса РФ (ст. 253 – 264) посвящена  особенностям регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

Работы, на которых запрещается труд женщин (ст.253)

Ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162. Данный перечень включает работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную, подземные работы, металлообработку и другие тяжелые и вредные работы (всего 456 позиций).

1 января 2021 года вступает в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 512н, который содержит всего 100 позиций и снимет ограничения для женщин на следующие профессии и работы:

водитель большегрузных автомобилей и сельскохозяйственной спецтехники, таких как фура, трактор, самосвал, КамАЗ и пр., за исключением машинистов строительной техники (бульдозер, экскаватор, автогрейдер);

член палубной команды судна (боцман, шкипер, матрос), за исключением работ в машинном отделении судна;

машинист электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов (Ласточка, Сапсан и др.);

верхолазные работы на высоте свыше 10 метров  и другие.

Перевод на другую работу беременных женщин и женщин,

имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст.254)

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских организациях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Отпуска по беременности и родам (ст.255)

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Ежегодные оплачиваемые отпуска (ст. 122)

До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

Отпуска по уходу за ребенком (ст. 256)

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Статья 257. Отпуска работникам, усыновившим ребенка (ст. 257)

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.

По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет.

В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части первой настоящей статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.

Перерывы для кормления ребенка (ст. 258)

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст.259)

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст.260)

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора (ст.261)

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности, а при предоставлении ей в установленном порядке отпуска по беременности и родам - до окончания такого отпуска. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности. Если при этом женщина фактически продолжает работать после окончания беременности, то работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор с ней в связи с истечением срока его действия в течение недели со дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о факте окончания беременности.

Допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 15 - 810 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 настоящего Кодекса).

В случае расторжения трудового договора с беременной женщиной по ее же желанию (ст.80) либо по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ) трудовой договор расторгается в общеустановленном порядке без предоставления каких-либо дополнительных льгот и компенсаций.

Семейным работникам  при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию), в случае расторжения трудового договора при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе (ст.179).

Дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами (ст.262)

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законамиПорядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление от 13 октября 2014 г. № 1048).

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, воспитывающим детей-инвалидов (ст.262.1)

Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), воспитывающему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время.

Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам, имеющим трех и более детей (ст.262.2)

Работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.

Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми (ст.263)

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Дополнительные гарантии женщинам,

 работающим в сельской местности (ст.263.1)

Женщины, работающие в сельской местности, имеют право:

на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;

Гарантии и льготы лицам, воспитывающим детей без матери (ст.264)

Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Защита трудовых прав и свобод (ст.352, 353, 370, 382, 419)

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

С 23 ноября 2019 Федеральным законом от 12.11.2019 N 372-ФЗ была введена в действие ст. 263.1 "Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности" ТК РФ. Она объединила социальные гарантии для женщин, работающих в сельской местности, которые ранее были предусмотрены различными нормативными актами. Например, такие гарантии были определены в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", а также ст. 262 ТК РФ (в части предоставления одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы).

В настоящее время женщины, работающие в сельской местности, имеют право:

- на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;

- установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ;

- установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Для справки. К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации области (города, района, округа). При отнесении местности к сельской применяется раздел "Сельские населенные пункты" Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.

При этом работодателю следует обратить внимание, что размер повышения оплаты труда, установленный в соответствии со ст. 263.1 ТК РФ, не может быть снижен по сравнению с размером, предусмотренным на день вступления в силу Федерального закона N 372-ФЗ.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 января 2020 г. N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ

ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ,

А ТАКЖЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НЕ СОСТОЯЩИХ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАТИВШИХСЯ

В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

В целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14 декабря 2018 г. N 3, приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Министр

М.ТОПИЛИН

Утверждены

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 9 января 2020 г. N 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ

ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ,

А ТАКЖЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НЕ СОСТОЯЩИХ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАТИВШИХСЯ

В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости (далее - женщины), в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного, образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14 декабря 2018 г. N 3.

2. Настоящие методические рекомендации включают следующие разделы:

1) единые подходы к разработке мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин;

2) механизм организации переобучения и повышения квалификации женщин;

3) основные показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин;

4) сведения об источниках финансирования мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин;

5) порядок проведения мониторинга реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин.

3. Под дошкольным возрастом подразумевается возрастной диапазон от 0 до 7 лет.

II. Единые подходы к разработке мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин

4. Для разработки субъектами Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные проекты "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (далее - региональные проекты), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:

организация переобучения и повышения квалификации женщин;

стимулирование организации коллективных офисов для работы и совмещенного общения лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительных фондов;

подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий для женщин, в том числе при реализации органами службы занятости мероприятия по переобучению и повышению квалификации;

организация информационно-разъяснительной работы и создание на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздела, содержащего актуальную информацию об организации переобучения и повышения квалификации женщин;

проведение социологических опросов и анализ статистических данных в целях определения потребности женщин в переобучении и повышении квалификации;

проведения мониторинга потребности женщин в переобучении и повышении квалификации, а также в организации присмотра за детьми.

5. Разработка регионального проекта осуществляется на основании паспорта федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".

6. Для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", увеличенному на районный коэффициент. Стипендия выплачивается ежемесячно за дни фактического обучения. При расчете стоимости сертификата также могут учитываться средства на выплату стипендии.

7. В случае если женщина в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет прошла профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и по достижении ребенком возраста трех лет (выход из отпуска по уходу за ребенком в возрасте трех лет) решила сменить место работы, т.е. на момент обращения в орган службы занятости не состояла в трудовых отношениях, она может быть направлена на переобучение и повышение квалификации в рамках реализации регионального проекта.

8. Органами службы занятости формируется реестр женщин и организуется их учет. В указанный реестр предлагается включать персонифицированные данные женщин.

9. В рамках реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации в рамках региональных проектов повторное обучение женщин не допускается.

III. Механизм организаций переобучения и повышения квалификации женщин

10. Обучение женщин, самостоятельно обратившихся в органы службы занятости и получивших направление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам и участвующие в региональных проектах (далее - образовательная организация, участвующая в региональном проекте), осуществляется в соответствии с механизмом, включающим следующие этапы:

обращение женщины, желающей пройти обучение, в органы службы занятости;

проведение органами службы занятости работы по профилированию и консультированию женщин в зависимости от профиля ее предыдущей или настоящей профессиональной деятельности и уровня образования в целях подбора образовательной программы;

выбор органами службы занятости наиболее подходящего по уровню квалификации, форме и срокам обучения варианта и заключение с женщиной и образовательной организацией, участвующей в региональном проекте, договора на обучение;

получение женщиной направления в образовательную организацию, участвующую в региональном проекте.

11. В случае организации переобучения и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выбор образовательной организации, участвующей в региональном проекте, осуществляется органами службы занятости на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом обязательным требованием к образовательной организации, участвующей в региональном проекте, является наличие лицензии на образовательную деятельность.

12. С образовательными организациями, участвующими в региональном проекте, заключаются договоры об обучении. В договоре указываются сведения о наименовании образовательной организации, образовательных программах, включающих в том числе информацию о возможности организации дистанционного обучения, профессиях (специальностях), продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов. Период обучения должен составлять не более 6 месяцев.

13. Субъектами Российской Федерации может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда женщина самостоятельно определяет вариант образовательной программы из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить эту образовательную программу в пределах территории субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в региональном проекте.

14. Органы службы занятости формируют для участников региональных проектов, получивших образовательный сертификат, рекомендуемый перечень образовательных организаций, участвующих в региональном проекте, для самостоятельного выбора образовательной организации.

15. Образовательный сертификат выдается при наличии заключенного соглашения между женщиной и представителем органа службы занятости. В соглашении указываются условия использования сертификата, проведения оплаты обучения, контроля за результатом обучения и другая информация.

16. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется предусматривать возможность использования механизма выдачи персонифицированных образовательных сертификатов при разработке порядков расходования средств субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Субъектами Российской Федерации может быть реализован механизм обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, по направлению работодателей. С целью развития профессиональных навыков (компетенций) работников работодатель обращается в органы службы занятости для заключения соглашения об организации обучения своих работников. Такой работодатель самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении, имеющем лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в региональном проекте.

18. При организации обучения возможно использование дистанционного обучения, которое позволяет обеспечить экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учебы), снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений), возможность одновременного обучения большого количества учащихся, повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий.

19. По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится итоговая аттестация (квалификационный экзамен) обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. По результатам итоговой аттестации выдаются соответствующие документы о квалификации.

IV. Основные показатели для оценки эффективности

реализуемых органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации мер, направленных на организацию

переобучения и повышения квалификации женщин

20. Оценка эффективности реализации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

"уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста";

"уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет";

"численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование";

"доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости".

21. Показатель "уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" рассчитывается как отношение численности занятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста, к общей численности женщин, имеющих детей дошкольного возраста, рассчитанное в процентах.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование указанного показателя, является Федеральная служба государственной статистики.

Расчет показателя осуществляется в соответствии с методикой расчета показателей "Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" и "Уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" по данным выборочного обследования рабочей силы, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 октября 2019 г. N 639.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

22. Показатель "уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" рассчитывается как отношение численности занятых женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к общей численности женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, рассчитанное в процентах.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование показателя, является Федеральная служба государственной статистики.

Расчет указанного показателя осуществляется в соответствии с методикой расчета показателей "Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" и "Уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" по данным выборочного обследования рабочей силы, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 октября 2019 г. N 639.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

23. Подсчет показателя "численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование" осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование данного показателя, является Федеральная служба по труду и занятости.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

24. Показатель "доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости" рассчитывается как отношение численности приступивших к трудовой деятельности женщин, прошедших переобучение и повышение квалификации, к общей численности женщин, прошедших переобучение и повышение квалификации, рассчитанное в процентах.

Значение указанного показателя для всех субъектов Российской Федерации должно составлять не менее 70 процентов.

25. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателей производится путем сравнения их значений в отчетном году о значениями предыдущего года

V. Сведения об источниках финансирования мероприятий

по переобучению и повышению квалификации женщин

26. Финансовое обеспечение расходов на реализацию региональных проектов осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".

27. Распределение и предоставление субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", входящего в состав национального проекта "Демография" по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, приведенными в приложении N 30 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Правила).

28. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. N 2468-р.

29. В соответствии с Правилами органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается и утверждается порядок расходования субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

VI. Порядок проведения мониторинга реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин

 

30. Мониторинг реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин рекомендуется осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Трудовым кодексом для всех установлен один общий порядок приема на работу. Так, недопустима дискриминация в виде приема или отказа в приеме по половому признаку, возрасту и т.п. Однако, принимая новичка, помните, что для некоторых кандидатов имеется ряд особенностей процедуры (например, для лиц женского пола и несовершеннолетних). Какие это особенности - узнаете из статьи.

 

Когда можно отказать женщинам в приеме на работу?

 

Статья 64 ТК РФ устанавливает гарантии для всех лиц, поступающих на работу, в частности запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. То есть любой отказ работодатель должен обосновать, например тем, что деловые качества или квалификация кандидата не соответствуют предлагаемой должности.

Обоснованным также будет отказ женщинам в приеме на определенные виды работ в силу ограничений, установленных законодательством.

В силу абз. 7 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление ВС РФ N 1) в целях защиты здоровья женщин установлены ограничения на использование их труда на работах, оказывающих неблагоприятное воздействие на женский организм. Так, женщин нельзя принимать:

- на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, указанными в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин (Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н "Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2019 N 55594);

- на подземные работы, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию;

- на работу, связанную с подъемом и перемещением вручную тяжестей, которые превышают Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 N 105) (ст. 253 ТК РФ).

Если вы все же примете женщину на одну из таких работ, трудовой договор с ней придется расторгнуть на основании ст. 84 ТК РФ: заключение трудового договора в нарушение установленных Трудовым кодексом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Увольнение нужно, если у вас отсутствует другая работа, на которую можно перевести данную сотрудницу. При этом под другой работой понимается как вакантная должность или работа, соответствующая квалификации сотрудницы, так и вакантная нижестоящая должность или нижеоплачиваемая работа, которую она может выполнять с учетом состояния ее здоровья. Работодатель обязан предложить женщине все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а также в других местностях, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями. Если вакантная ставка есть, но женщина отказывается от перевода, вам ее тоже придется уволить.

При увольнении выплатите выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 3 ст. 84 ТК РФ, абз. 8 п. 7 Постановления ВС РФ N 1).

Каковы особенности приема на работу женщин?

 

В силу ст. 64 ТК РФ запрещено устанавливать преимущества при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства и т.д.

Отказать в заключении трудового договора вы можете, только если деловые качества претендента не соответствуют тем, которые предъявляются по соответствующей должности, либо если законодательством установлены ограничения для приема на эту должность.

Частью 3 ст. 64 установлен отдельный запрет отказывать в заключении трудового договора беременной женщине или женщине, имеющей детей. Отказывая таким женщинам в приеме на работу, будьте готовы по их письменному требованию сообщить причину отказа в письменной форме в течение 7 рабочих дней со дня предъявления такого требования (ч. 5 ст. 64). При этом отказ женщина может обжаловать в суде (ч. 6 ст. 64).

Учтите, что за необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей детей в возрасте до 3 лет, вы можете быть привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности, предусматривающей:

- штраф в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

- обязательные работы на срок до 360 часов (ст. 145 УК РФ).

Кроме этого, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, нельзя привлекать к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Перечень документов, которые лицо должно предъявить работодателю при заключении трудового договора, определен ст. 65 ТК РФ. Исключений из указанной нормы в отношении женщин трудовое законодательство не предусматривает.

Необходимость представления дополнительных документов может быть установлена только Трудовым кодексом, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 2 ст. 65). Запрещается требовать от женщины документы, не отнесенные к обязательным для представления при приеме на работу (например, справку о беременности) (ч. 3 ст. 65).

В некоторых случаях, предусмотренных законом, до заключения договора надо направить женщину на обязательный медицинский осмотр (например, при приеме на работу в медицинскую организацию в соответствии с ч. 2 ст. 213 ТК РФ).

Отметим: женщины, как и мужчины, могут быть военнообязанными. В частности, те, у кого имеются военно-учетные специальности, которые перечислены в приложении к Положению о воинском учете, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (радиотелеграфисты, радиотехники, операторы ЭВМ, метеорологи, фармацевты, медицинские работники и пр.). Поэтому при заключении трудового договора с женщиной обратите внимание на страницу паспорта N 13 "Воинская обязанность", где ставится штамп о постановке на воинский учет (снятии с воинского учета), и при необходимости запросите у женщины военный билет.

В трудовом договоре необходимо отразить сведения и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. В том числе в договоре по общему правилу может быть установлено условие об испытании. Однако учитывайте, что для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 года, испытание при приеме на работу не устанавливается (абз. 3 ч. 4 ст. 70 ТК РФ, абз. 1 п. 9 Постановления ВС РФ N 1).

Возможно, вы включили условие об испытании в трудовой договор, не зная, что новая работница беременна, она об этом не сказала. В этом случае условие об испытании не применяется, а увольнение по результатам испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ) будет незаконно (ч. 2 ст. 9 ТК РФ, абз. 2 п. 9 Постановления ВС РФ N 1).

Если вы принимаете на работу женщину, имеющую ребенка в возрасте более 1,5, но менее 3 лет, испытательный срок установить закон не запрещает, но вот уволить по результатам испытания все равно не получится, поскольку расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, недопустимо (ч. 4 ст. 261 ТК РФ).

В остальном трудовые отношения с женщинами оформляются по общим правилам, установленным трудовым законодательством РФ.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie