Администрация городского округа ЗАТО Фокино информирует профильные аудитории (руководители организаций, специалисты, руководители служб охраны труда; лица, ответственные за охрану труда в организациях; лица, участвующие в оценке профессиональных рисков).
В рамках общественно-просветительской кампании «Здоровье. Ответственность. Труд», организованной Минтрудом России и ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, 8 ноября 2023 г. в 11:00 пройдет вебинар на тему «Новая модель управления охраной труда на основе риск ориентированного и процессного подходов», в рамках которого будут обсуждаться вопросы перехода к новой модели управления охраной труда в Российской Федерации и структура новой модели управления охраной труда и взаимосвязь ее элементов. Спикером вебинара выступает Мажкенов Серик Абзалович, к.ф.-м.н., главный эксперт Центра исследований охраны труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России.
Ссылка на вебинар: https://training.vcot.info
С 1 сентября 2023 года вступают в силу:
-приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» (далее — Правила выдачи СИЗ);
-приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств».
С 1 сентября 2023 года работодатель обязан применять новые Правила выдачи СИЗ, при этом у организаций не будет переходного периода для применения Правил выдачи СИЗ.
В общих положениях указано, что Правила выдачи СИЗ распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности и работников в случае, если им положена выдача СИЗ.
Новые НПА существенно отличаются от прежних. В приказе Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н, по которому работали до 1 сентября 2023 года, все обязанности работников по СИЗам были прописаны в одной строчке: «Работник обязан правильно применять СИЗ, выданные ему в установленном порядке».
Теперь обязанности работников по применению СИЗ значительно расширены.
Работники обязаны:
-применять выданные СИЗ по назначению;
-перед началом рабочего дня осмотреть СИЗ, проверить их исправность;
-если СИЗ неисправные, сообщить об этом непосредственному руководителю; проинформировать о том, что СИЗ загрязнены, требуют ремонт, или вышли из строя, потерялись или были украдены;
-сообщать об изменениях своего роста, размера, и других антропометрических
характеристик, имеющих значения для получения СИЗ, подходящего по полу и размеру;
-вернуть выданные ему СИЗ в случае увольнения или перевода на другую должность, при которой они не требуются;
-вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ.
Работодатель должен ознакомить работников с новыми Правилами выдачи СИЗ, а также с Едиными типовыми нормами, которые тоже вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Сделать это можно во время внепланового инструктажа по охране труда, как того требует пункт 16 Правил обучения по охране труда, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Важно помнить! Работодатели могут переходить на единые типовые нормы выдачи не с 1 сентября 2023 года, а с 1 января 2025 года. Такая возможность была дана работодателям в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 июля 2021 года № 311-ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ». Решение о том, переходить на новые нормы, или остаться на прежних, принимает работодатель с отражением в Положении о системе управления охраной труда.
Необходимо обратить внимание, что локальные нормы обеспечения СИЗ не должны уменьшать защиту работников по сравнению с Едиными типовыми нормами. Они должны или полностью совпадать с требованиями Единых типовых норм, или дополнять защиту, то есть превосходить её по сравнению с приказом Минтруда России об утверждении Единых типовых норм. Нормы должны содержать сведения о классе защиты, указанные в документации на СИЗ, или из пункта 5.5 Технического регламента «О безопасности СИЗ» 019/2011.
В этой связи руководителям организаций и специалистам по охране труда необходимо привести локальные акты в сфере охраны труда в соответствие с новым законодательством, вступающим в силу 1 сентября 2023 года.
Подробную информацию по переходу на Новые правила обеспечения СИЗ можно получить на информационном портале для руководителей и специалистов по охране труда: https://www.trudohrana.ru/article/104442-23-m8-novye-pravila- vydachi-siz-rabotnikam-s-1 -sentyabrya-2023.
С 1 сентября 2022 в силу вступили новые «Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 (далее - Постановление N 2464). Согласно Письму Минтруда России от 01.02.2022 N 15-2/ООГ-163 внеплановые инструктажи и проверку знаний необходимо было провести до вступления в силу новых нормативно-правовых актов (далее - НПА).
Минтруд придерживается такого мнения, опираясь на Постановление №1/29 и аргументируя тем, что с момента опубликования работодатель актуализирует и утверждает локальные документы (далее — ЛНА) согласно новым НПА.
Вступившее в силу с 1 сентября 2022 года Постановление N 2464 в пп.17, 61 содержит требование организации внепланового обучения в течении 60 календарных дней со дня вступления новых НПА (без необходимости проведения внепланового инструктажа).
Поэтому с 1 сентября было необходимо:
- «Вписать» процедуру обучения по охране труда по новым требованиям в Систему управления охраной труда (можно включить в само Положение по СУОТ или сделать отдельное положение/порядок по обучению);
- Удостовериться, будет ли легитимно после 1 сентября 2022 года имеющееся обучение работников, а именно, нужно проверить «полноту» этого обучения на соответствие положениям Постановления N 2464, «покрывает» ли имеющееся обучение те требования, которые оно излагает.
- Для обеспечения непрерывности процесса обучения (инструктажи и прием на работу новых работников никто не отменял) необходимо обучить в Учебных центрах некоторые категории работников, а именно:
- для проведения инструктажей - обучаем проводящих их работников по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот инструктирующий проводит инструктажи);
- для проведения обучения лиц, проводящих обучение, по всем программам обучения, обязательным для работников, которым этот обучающий проводит обучение;
- для проведения проверки знаний - членов комиссии по проверке знаний (по всем тем направлениям, по которым она проводит проверку: первая помощь, СИЗ и все программы обучения требованиям охраны труда, которые обязательны для работников, в отношении которых проводится проверка знаний);
- для проведения обучения оказанию первой помощи - лицо, проводящее обучение по оказанию первой помощи, должно быть обучено по программе обучения по оказанию первой помощи и по программе дополнительного профессионального образования повышения квалификации по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания первой помощи.
4. Для работников, обучающихся в организации, проверить соответствие документов по инструктажам (программ первичного инструктажа или других документов, т.к. определение объема инструктажа теперь возможно не только в программах) и программ обучения требованиям Постановления N 2464.
При несоответствии их требованиям Постановления N 2464 - актуализировать.
Не забыть обратить внимание, кому необходимо проходить обучение по оказанию первой помощи и использованию (применению) СИЗ, включить эти темы в программы обучения по охране труда.
Составить перечни по обучению с указанием количества работников по каждому перечню: перечень работников, которым нужно обучение (по каждой программе обучения) и которые освобождены от него, перечень работников, подлежащих инструктажам и освобожденных от него, перечень работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте и которые освобождены от нее.
Обновить формы журналов-инструктажей, по старым - оформить завершение их ведения.
Проверить наличие материально - технической базы, учебно-методической базы для проведения обучения у себя (с 1 марта работодателям, проводящих обучение у себя в организации необходимо будет подавать сведения об их наличии для внесения себя в реестр организаций, осуществляющих деятельность по обучению своих работникам вопросам охраны труда).
Что нужно обновить в документах по охране труда?
1. Проверить ссылки на устаревшие нормативно-правовые акты.
2. Обновить все документы, связанные с обучением по охране труда.
3. Инструкции по охране труда - разработка в соответствии с новыми требованиями. Из множества правил по охране труда вырваны, изменены, дополнены целые разделы, поэтому сказать так, что «измените ссылки», здесь недостаточно.
4.Обновить приказы и актуализировать положения по охране труда.
5.Доработать новые документы по обучению в связи с изменениями по охране труда.
С 1 марта заработал реестр по обучению и у вас должно быть все готово. Читать и перечитывать нормативку уже поздно.
Процесс обучения по охране труда с 1 марта
1.Регистрация в реестре - должны авторизоваться на портале;
2.Обучение работников - должны провести обучение по необходимым программам работникам;
3.Внесение данных в реестр после проверки знаний.
Если с регистрацией в реестре все понятно, то с документами по обучению, ждать не стоит. Они уже должны быть, еще до 1 марта!
Информируем работодателей, специалистов по охране труда городского округа ЗАТО Фокино, что по инициативе ООО «Базис», совместно с ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда» и филиалом № 3 Государственного учреждения — Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, при содействии Министерства труда и социальной политики Приморского края 31 августа 2022 года с 10-00 до 12-00 часов пройдет бесплатный практический вебинар по теме: «Изменения по охране труда 2022 года» в формате ВКС.
В рамках вебинара будут рассмотрены следующие вопросы:
1.Новый порядок обучения по охране труда, вступающий в силу с 1 сентября 2022 года.
2.Новые правила расследования несчастных случаев.
3.Практика ФСС: ошибки, совершаемые работодателями при расследовании несчастных случаев.
4.Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Реализация права работодателя на получение скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев.
Спикеры вебинара:
Куликовский Роман Евгеньевич - заместитель директора ООО «Дальневосточный региональный центр охраны труда»;
Шеянова Елена Александровна - начальник отдела страхования профессиональных рисков Филиала № 3 ГУ - ПРО ФСС РФ.
Место проведения – видеоконференция Telegram, ссылка на подключение: https://t.me/+gSoeHpiR9-U3MWYy
Целевая аудитория – руководители, специалисты по охране труда предприятий
Вопросы для спикеров можно направить заранее на эл. почту: kp.primorskiy@mail.ru.
Инструкция по подключению: Как подключиться к видеоконференции Telegram?: https://kprim.ru/seminary-i-treningi/